Особенности перевозок из Китая

Объем внешней торговли России и Китая постоянно растет, а к 2015 году, по оценке руководства двух стран, он может увеличиться на 40% – до $100 млрд в год.

Из Китая с мультимодальностью

Мультимодальные перевозки – это перевозки грузов с использованием различных видов транспорта. Такой способ доставки особенно востребован в тех случаях, когда прямого сообщения между пунктами отправления и назначения груза нет. Одно из самых популярных направлений для мультимодальных перевозок – направление Китай-Россия. Особенность мультимодальных перевозок заключается в большом количестве участников, задействованных в их организации, поэтому так важна согласованность действий всех, кто задействован в этом процессе.

В этой статье мы хотим показать процесс доставки грузов из Китая изнутри, познакомить читателя с тонкостями перевозки, рассказать о наиболее типичных сложностях и о том, как их избежать.

С чего начинается перевозка

Перевозка начинается с договора

Перевозка начинается с того, что покупатель договаривается с продавцом об условиях сделки. Условия сделки могут предусматривать несколько вариантов получения покупателем товара: доставка продавцом товара до места назначения, самовывоз или разделение ответственности по транспортировке товара между продавцом и покупателем. Условия сделки определяют границы ответственности всех участников перевозки. После этого определяется оптимальная транспортная схема доставки груза с учетом временных ограничений и его особенностей.

В среднем, большегрузное судно из Китая до порта в Европе идет 33–42 дня. В порты, куда океанские суда пройти не могут, груз доставляется фидерными судами. Если прибавить к этому время на доставку груза из порта до места назначения, время на прохождение таможни, несколько дней на форс-мажор, то можно получить приблизительные сроки доставки груза из Китая.

Условия доставки

Цепочка участников мультимодальных грузоперевозок гораздо больше и сложнее, чем автомобильных. Её сложность зависит в основном от того, на каких условиях между собой договорились покупатель и продавец, какие транспортные услуги понадобятся покупателю, какая транспортная схема выбрана и от многого другого.

Одной из самых распространенных схем взаимоотношения покупателя и продавца является CIF (Cost, Insurance and Freight – «стоимость, страхование и фрахт»), при которой продавец несет ответственность и соответственно расходы непосредственно за доставку товара в место, указанное заказчиком.

Если в условиях указано, например, CIF-Moscow, то продавец обязан доставить товар от завода в Китае до Москвы. Покупатель только получает товар. Если же в условиях CIF указан портовый город, то желательно убедиться в том, что ответственность продавца не закончится в тот момент, когда судно придет в порт назначения, что он позаботится о грузе и оплатит портовые услуги.

Условия EXW (Ex Works), более известные нам как «самовывоз», предполагают, что покупатель сам организовывает доставку купленного товара с завода в Китае до места назначения. Все расходы, соответственно, покупатель несет самостоятельно.

Самой распространенной схемой взаимоотношений покупателя и продавца является FOB (free on board, «бесплатно до борта»). Согласно такой схеме ответственность за груз делится между покупателем и продавцом. Продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно, расходы по доставке товара на борт судна ложатся на продавца. Всю остальную работу по выгрузке, хранению и дальнейшей транспортировки товара в порту назначения и доставке до конечного пункта, выполняет, как правило, экспедиция или сам покупатель.

Допустим, нужно привезти груз из Шанхая в Санкт-Петербург. Согласно условиям FOB продавец, у которого вы приобрели товар, обязан надлежащим образом упаковать его и доставить на борт судна, на котором будет транспортироваться груз. На этом его ответственность заканчивается. С этого момента судьба груза зависит от того, какие решения по доставке принимает покупатель.

Помимо покупателя и продавца в цепочке мультимодальной перевозки принимают участие агент морской линии в порту отправления, агент в порту назначения, таможенные брокеры, транспортные компании, которые задействованы в доставке груза до и после борта, страховые агенты, сюрвейеры и т.д. Чем сложнее цепочка, тем выше вероятность возникновения накладок, ведь от человеческого фактора никто не застрахован. Крупные экспедиторы решают эту проблему, выстраивая сотрудничество с надежными партнерами на местах и предлагая заказчику комплексную услугу.

«Подводные камни». Примеры из практики.

Если покупатель договаривается с продавцом о разделении ответственности за доставку груза или берет всю ответственность на себя, он должен знать, в каком месте могут быть «подводные камни» и на что следует обратить внимание.

Первое, на что нужно обратить внимание - это то, на каких условиях продавец повезет товар, будет ли транспортировка включена в стоимость. Лучше не покупаться на низкие ставки, которые предлагает отправитель, а заплатить больше и быть уверенным, что о вашем грузе позаботятся не только в порту отправления, но и в порту назначения. Так что прежде чем завершать сделку, следует убедиться, входят ли в стоимость доставки такие портовые услуги, как выгрузка контейнера с борта судна, размещение на складе временного хранения, каковы условия по детеншену, демерреджу и т.д.

Как правило, продавец заинтересован только в том, чтобы сбыть груз, чаще всего он вам оплатит погрузку контейнера на борт, но его мало волнует, какие условия для вашего контейнера будут организованы в порту назначения. В таком случае покупатель рискует понести дополнительные расходы. Так что нужно посчитать реальное количество дней, которое понадобится для того, чтобы груз из порта назначения доставить до конечного покупателя и прикинуть, какие условия доставки будут выгоднее.

Самые распространенные сложности связаны с документальными несоответствиями, когда могут быть ошибки в названиях товарных групп, в количестве мест, расхождение в весе, стоимости и т.д. Как правило, на выяснение такого рода проблем уходит очень много времени. Поэтому следует внимательно относиться к документам.

Сложности также могут быть связаны с законодательными особенностями стран. Как рассказала начальник отдела мультимодальных перевозок группы компаний TELS Наталья Курачева,: «недавно к нам поступил запрос о перевозке куриных лап из Беларуси во Вьетнам в рефрижераторном контейнере. Фрахт был запрошен через порты Рига и Клайпеда. В процессе обработки запроса выяснилось, что, во-первых, Евросоюз ввел запрет на транзит данного вида продукции через свою территорию из Беларуси, а во-вторых, внутреннее вьетнамское таможенное законодательство разрешает импортировать данную продукцию только тем своим участникам ВЭД, которые имеют лицензию на импорт замороженных продуктов питания. На сегодняшний день таких компаний во Вьетнаме всего 24. Так что иногда законодательство стран затрудняет выполнение некоторых заказов».

Если вашей компании предстоит перевезти сложный или дорогостоящий груз, убедитесь, что он застрахован. Это обеспечит всем участникам этой сложнейшей логистической операции экономию нервов, времени и денег.

Пример из практики.

«Трансформатор 29 тонн нужно было привезти из Китая. Для его наземной транспортировки нужно заказывать специальную технику, запрашивать специальные разрешения, чтобы везти его по дорогам.

Заказчик в целях экономии средств отказался страховать груз. В итоге столкнулись с ситуацией, когда груз повредили рабочие транзитного порта, перегружая с судна. Заказчик, конечно же, предъявил претензии по возмещению ущерба. Виноватых оказывается целая цепочка: мы – агент – линия – порт… Если бы груз был застрахован, заказчик получил бы возмещение быстрее, чем без страхования, т.к. процесс расследования занимает очень длительный период, и пока все разбирательства не закончатся, которые могут длиться и до года и более, возмещение выплачено не будет».

Если компания занимается сложными и дорогими грузами, то нужно их страховать: это простая и привычная процедура поможет сохранить добрые отношения в будущем, не тратить время, средства и силы на юридические и финансовые разбирательства.

О перевозке опасных грузов стоит поговорить отдельно. Для покупателя важно обратить внимание, чтобы на этот груз был полный пакет документов, предусматривающий все тонкости доставки. Ну и, конечно же, нужно обратить внимание на тщательность крепления такого груза.

При перевозке обуви нужно помнить о том, чтобы товар был надежно упакован и укреплен. И если это дорогой груз, то желательно, чтобы он был застрахован, потому что стоимость одного контейнера с обувью может доходить до $300 тыс..

Перевозка продуктов питания составляет примерно 40% от всего объема морских перевозок. Среди них популярны консервированные продукты, фрукты и овощи. Особенности перевозки этой категории грузов связаны с их транспортировкой по земле в летний и зимний периоды. Консервация - это очень тяжелый груз, поэтому его везут по железной дороге. Как правило, груз идет в простых контейнерах, а не в рефрижераторах. При этом не стоит забывать, что груз уже до этого был в пути месяц, а то и больше, он мог повредиться или испортиться. Так что пока железная дорога не убедится, что получатель груза согласовал с управлением железной дороги транспортировку своего товара без соблюдения температурного режима, она не возьмется за его транспортировку из порта назначения до станции назначения.

Фрукты и овощи. Время от времени возникает проблема расхождения реального веса в контейнере с заявленным в документах в большую сторону. Отправитель старается перестраховаться и кладет в контейнер больше, чем нужно с расчетом на то, что товар усохнет или испортится, но для любой таможни лишний вес, который не заявлен в официальных документах – это контрабанда, и из-за этого в порту назначения при оформлении транзита возникают очень большие проблемы. А это простои, деньги, время и потраченные нервы. Покупатель, конечно, потом может выставить штрафные санкции отправителю, но экспедиция, как правило, никак на это повлиять не может.

Особенность перевозки фруктов ещё и в использовании дорогого рефрижераторного оборудования, которое необходимо, чтобы поддерживать температурный режим. Для рефрижераторных контейнеров отводят очень маленькие сроки на простой и хранение контейнера в порту. Одним словом, перевозка овощей и фруктов отличается короткими сроками, наличием специального оборудования, высокими штрафными санкциями.

Большими объемами из Китая в контейнерах возится мебель на условиях FOB. Ярко выраженных особенностей у этой группы товаров нет. Из сложностей – больше количество наименований в товарной накладной. Бывают случаи, когда покупатель недосчитывается нескольких тонн своего груза. Но экспедиция получает контейнер с товаром уже запломбированным и в таком же виде передает его получателю, не вскрывая. Вопрос нужно решать в поставщиком товара.

Выводы и рекомендации

Китай ещё долго будет сохранять за собой лидерство в области экспорта. Рынок стран СНГ по прогнозам МВФ прирастет ещё примерно в 5,5 раз. Грузоперевозки в этом направлении будут развиваться и совершенствоваться.

Особенности мультимодальных грузоперевозок вытекают из сложной цепочки задействованных лиц, особенностей перевозимых грузов, особенностей законодательства, погодных условий, человеческого фактора и многого другого. Поэтому нужно внимательно подходить к выбору поставщиков, партнеров, агентов и перевозчиков, аккуратно относиться к заполнению документов, внимательно подходить к определению условий доставки.

Мы занимаемся обслуживанием китайского направления уже более 10 лет и знаем все тонкости работы. Обращайтесь к профессионалам, звоните в ближайший филиал.

Вернуться назад